Оперативная память – один из важных узлов конфигурации любого компьютера. Оперативная память в играх всегда была важна, но на протяжение многих лет основным требованием был достаточный объем ОЗУ. Сейчас влияние оперативки на игры заметно выросло. Поэтому производительность компьютера в играх во многом зависит от объема и частоты оперативной памяти.
Как оперативная память влияет на игры
ОЗУ – энергозависимая часть компьютерной системы хранения данных. Она выполняет функцию буфера между системой постоянного хранения информации (ССД, жесткие диски), видеокартой и процессором. Во время работы компьютера именно через оперативную память проходит практически вся обрабатываемая информация.
К преимуществам ОЗУ в сравнении с постоянной памятью относятся:
- Высокая скорость обмена данных (десятки/сотни гигабайт в секунду).
- Низкие задержки (измеряются в наносекундах).
Оперативная память напрямую влияет на скорость исполнения любой программы, в том числе игр. Основной характеристикой является ее объем, при нехватке процессор будет простаивать, не получая своевременно информацию для обработки, возникнет рассинхронизация потоков данных, что приведет к торможению всей системы. В играх это проявится статтерами, вылетами, «зависанием» операционной системы.
Сильно зависит производительность оперативки во всех приложениях от ее частоты. Чем она выше – тем быстрее будет происходить обмен данными. Но за повышение частоты часто приходится платить ростом таймингов, которые отражают время реакции при выполнении различных операций.
Все эти показатели напрямую влияют на работу игр. Причем особенно чувствительны к характеристикам ОЗУ современные проекты, занимающие большие объемы оперативной памяти. Через нее будут проходить текстуры большого разрешения, множество данных, которыми обмениваются процессор, видеокарта, жесткий диск. Если оперативная память выступит бутылочным горлышком, то неважно будет, насколько мощный процессор и «крутая» видеокарта установлены в системе, они просто не смогут продемонстрировать весь свой потенциал из-за недостатка данных для обработки.
Сколько оперативной памяти нужно для игр?
Стандартом для современного компьютера для игр считается 16 Гб. Это рекомендуемый минимальный объем ОЗУ, которого будет достаточно для практически любой игры. Самый минимум – 8 Гб, но этого количества оперативной памяти уже сильно не хватает для современных игр, даже на минимальных настройках можно столкнуться со статтерами и лагами.
Рекомендуемый объем ОЗУ, которого точно хватит для любой игры сейчас, и в ближайшие несколько лет – 32 гигабайта. Суммарно же в конфигурацию для игр можно поставить до 128 гигабайт, но такое количество оперативки будет избыточным, зато будет полезным тем, кто занимается стримингом или видеомонтажом.
Влияет ли оперативная память на fps?
Влияние оперативной памяти на количество ФПС длительное время было дискуссионным вопросом. Еще 5-7 лет ее частотные характеристики особого значения не имели и при сравнении скоростных модулей со стандартными, разница была близка к уровню погрешности.
Сейчас ситуация поменялась радикально. Требования игр существенно возросли, вместе с ростом вычислительной мощности процессоров и видеокарт. Поэтому производительность оперативной памяти напрямую влияет на уровень ФПС. И не только на него, даже при достаточном объеме, но низкой скорости работы ОЗУ можно легко столкнуться с просадками ФПС, недогрузкой игровых текстур и множеством других неприятностей.
Советы по выбору оперативной памяти для игрового ПК
Выбирая подходящие комплектующие в первую очередь, нужно выбрать стандарт ОЗУ. Тут выбор прост – DDR4 или DDR5. Четвертая итерация DDR постепенно уходит в прошлое, но будет актуальной ближайшие пару лет. Новый стандарт DDR5 отличается более высокой частотой и скоростью работы, но он только начинает внедряться и стоит достаточно дорого. К тому же его поддерживают только новейшие линейки процессоров, что также приведет к дополнительным расходам. DDR5 – это выбор для тех, кто желает получить бескомпромиссную производительность и не ограничен в бюджете.
К другим факторам выбора можно отнести:
- Тактовую частоту. Чем выше частота, тем лучше будут работать игры, именно от частоты зависит скорость обмена данными. Для DDR4 сейчас актуален диапазон 3200-3600 Mhz. Но есть и более скоростные комплекты способные разгоняться до 4000 Mhz и выше. Но большой разницы между модулем на 3600 и 4000 Mhz не будет, а доплатить придется заметно больше. Для DDR5 актуальны модули ОЗУ с частотой 5000-6000 Mhz.
- Тайминги. Это показатели, отражающие латентность оперативки. Количество таймингов достаточно велико, есть как первичные, так и вторичные, но на производительность игр основное влияние оказывают первые четыре, их и указывают производители в описании модулей. В целом, чем они ниже, тем лучше и быстрее будет работать оперативная память в играх. Но на уровень ФПС они большого значения не оказывают, зато позволяют ускорить загрузку игровых уровней или повысить плавность игры.
- Количество каналов. Современные процессоры для игр поддерживают работу в двухканальном режиме. Это означает, что при установке двух модулей ОЗУ теоретическая скорость ее работы удваивается. На самом деле прирост производительности ниже, но разница несущественна и ею можно пренебречь. Поэтому в компьютер для игр нужно ставить только два модуля, это позволит существенно повысить игровую производительность даже при использовании относительно медленной ОЗУ.
Итак, мы выяснили, что оперативная память в играх является одним из ключевых компонентов для получения стабильно высокого уровня ФПС. Причем при выборе подходящих модулей нужно обращать внимание как на общий объем, так и на их количество. Для современного игрового ПК оптимальным будет 16-32 Гб скоростной памяти стандарта DDR4 или DDR5, в комплекте из двух модулей.
Читайте также:
Лучшие процессоры для игр в 2023 году
Лучшие видеокарты для игр в 4К
Сколько видеопамяти нужно для игр