RTX 4090 – это флагман 2022 года, а RTX 5080 – субфлагман 2025 года. Насколько новая архитектура стала лучше и как может помочь новинке противостоять лучшей карте последних лет, вы узнаете из подробного сравнения в игровой производительности и программах, ускоренных за счет GPU.
Технические характеристики
|
RTX 5080 | RTX 4090 |
Память |
GDDR7 16 ГБ
30 ГГц |
GDDR6X 24 ГБ
21 ГГц |
Шина памяти | 256 бит | 384 бит |
Пропускная способность | 960 ГБ/с | 1012 ГБ/с |
Частота ядер баз./буст | 2295/2617 МГц | 2235/2520 МГц |
Шейдерные ядра |
10752
56 Тфлопс |
16384
83 Тфлопс |
RT ядра |
84
188 Тфлопс |
128
191 Тфлопс |
Тензорные ядра |
336
1801 Топс |
512
1422 Топс |
Аппаратный кодек |
2 кодера
2 декодера |
2 кодера
1 декодер |
Техпроцесс | 4 нм | 5 нм |
Интерфейс | PCI-E 5.0 x16 | PCI-E 4.0 x16 |
TDP | 360 Вт | 450 Вт |
По чистой производительности при работе с шейдерными блоками RTX 5080 не может составить конкуренцию RTX 4090. Их архитектура практически не поменялась, а полуторакратное отставание в количестве ядер никак не компенсировать.
Наибольшее развитие получили тензорные блоки. Они перешли на архитектуру, в основе которой лежат вычисления с 4-битными числами, что подняло их производительность практически вдвое. Благодаря этому RTX 5080 может конкурировать с RTX 4090. Это утверждение справедливо только при использовании алгоритмов с низкой точностью.
В играх это также дает заметное преимущество, так как алгоритмы реконструкции лучей и масштабирования DLSS используют ИИ в своей основе. Так, более быстрые вычисления на RTX 5080 позволили задействовать генератор кадров с построением от одного до трех промежуточных кадров, RTX 4090 может нарисовать только один промежуточный кадр.
На своей презентации Nvidia также представила технологию ИИ сжатия текстур, которая может быть полезна при использовании RTX 5080, так как ее 16 ГБ видеопамяти в некоторых играх в разрешении 4K уже не хватает.
Теплопакет новинки и составляет 360 Вт, для отвода тепла используется массивная трехслотовая система охлаждения, которая потребует наличия просторного корпуса, аналогично тому, что используется для RTX 4090.

Видеокарта: GeForce RTX 5080
Процессор: Intel Core Ultra 7 265KF
Оперативная память: 32Gb (2x16) DDR5 6000MHz
Производительность в играх
В играх без трассировки лучей и масштабирования новинка может оказаться до полутора раз медленнее. Трассировка на ней приводит к меньшему падению производительности, что сокращает отставание до 30-40%.
Наиболее заметная разница ожидает при активации апскейлера и генератора кадров DLSS 4, где RTX 5080 может повысить частоту кадров в 8-10 раз, а RTX 4090 только в 4-5. Но стоит учесть, что с трассировкой пути потребуется и апскейл изображения в режиме производительность, если вы хотите запускать игры на 4K мониторе.
Использовать генератор кадров при FPS ниже 40-50 не имеет смысла, так как видеокарта не сможет получить достаточно информации для вывода изображения без видимых искажений.
Производительность в рабочих задачах
RTX 5080 получила обновленный аппаратный кодек. Он, как и в RTX 4090, построен из двух блоков. При кодировании в H.264 изменений не произошло, зато HEVC и AV1 теперь имеют на 5% более высокое качество. Также новый кодек получил поддержку формата 4:2:2, который лучше подходит для работы с цветом.
Количество декодеров у новинки вдвое больше, это позволяет ускорить конвертацию видео и обрабатывать сразу несколько видеопотоков в редакторах.
В задачах ИИ RTX 5080 может показать схожий с RTX 4090 результат, но для этого необходимо, чтобы модель использовала квантование Q4 и правильно настроенный механизм его коррекции. Компания Nvidia предоставляет инструменты для преобразования моделей для работы с 4-битными числами. Благодаря этому вы также можете использовать ранее недоступные модели, которые имели размер более 16 ГБ при точности INT8 и могли работать только на RTX 4090.

Видеокарта: GeForce RTX 4090
Процессор: Intel Core Ultra 9 285K
Оперативная память: 64Gb (2x32) DDR5 6000MHz
Заключение
Компания Nvidia сделала упор на матричные вычисления, которые необходимы для трассировки лучей и масштабирования DLSS. С ними RTX 5080 способна на равных конкурировать с RTX 4090 и даже обходить ее при активации генератора кадров. В старых играх без этих технологий она заметно медленнее, но все равно может обеспечить более 60 к/с в разрешении 4K. В вычислениях ИИ новинка также имеет преимущество за счет поддержки нового формата чисел INT4.