Монитор – одна из важнейших составляющих любого компьютера, в том числе и геймерских конфигураций. Игровой монитор должен обеспечивать не только получение качественной картинки, но и создавать минимальную нагрузку на глаза. Выбор монитора для игр не менее важен, чем покупка мощной видеокарты или быстрого процессора. Ведь именно на экране будет отображаться результат работы всех остальных комплектующих и если его характеристики будут неоптимальными, то и получить удовольствие от игр не выйдет.
Какая диагональ и соотношение сторон монитора лучше для игр
Монитор для игрового компьютера может сильно различаться по размеру. Хотя тенденцию к увеличению диагонали никто не отменял, сейчас процесс наращивания площади экрана сильно замедлился. Современному геймеру доступны экраны с диагональю от 23 до 43 дюймов. Выбор подходящей зависит в первую очередь от бюджета, так как в большинстве случаев чем крупнее монитор, тем он будет дороже.
Также диагональ влияет на удобство игры и подбирается в зависимости от жанра, в который планируется играть. Например, для любителей шутеров и тем более киберспортсменов монитор с большой диагональю будет неудобен, так как игроку нужно, чтобы вся область экрана была в поле зрения. В этом случае оптимальным вариантом будет экран с диагональю 23-25 дюймов. Такие небольшие по нынешним меркам мониторы хорошо подойдут для владельцев помещения ограниченной площади и легко поместятся на небольшом столе.
Универсальными считаются экраны с диагональю 27-28 дюймов. Такой монитор отлично проявит себя во всех играх, и не создаст особых сложностей с размещением. Ну а экраны максимального размера (32-43 дюйма) подойдут для любителей стратегий или симуляторов.
Диагональ 27"
Максимальное разрешение 2560x1440
Частота обновления 170 Гц
Но помимо стандартных мониторов с соотношением сторон 16:9 существуют и «параллельные» ветви развития, которые предлагают другое соотношение сторон, например, 21:9, а также 32:9 и 32:10. Это так называемые «ультраширокоформатные» экраны, диагональ которых может составлять от 29 до 49 дюймов. Лучше всего они подходят любителям стратегий или симуляторов, так как позволяют обеспечить более глубокое погружение в игру.
Минимальным геймерским монитором является экран с диагональю 23 дюйма. Универсальным вариантом считается экран с диагональю 25-27 дюймов. Любителям стратегий и симуляторов лучше выбирать экран на 32 дюйма и больше или решение с соотношением сторон 21:9.
Разрешение экрана для игр
Разрешение монитора – еще один важный параметр выбора, который напрямую влияет на качество получаемой картинки. Чем выше разрешение – тем большей будет плотность пикселей, а значит владелец монитора получит более четкую картинку.
Самым популярным вариантом у геймеров до сих пор остается FullHD, то есть экран, в котором имеется 1920 пикселей по горизонтали и 1080 по вертикали. Именно под такое разрешение производится подавляющая часть цифровых продуктов.
Следующей ступенькой является разрешение 2K или 2560х1440. Такое количество пикселей обеспечит более четкую картинку в сравнении со стандартным 1080р, но каких-то существенных преимуществ над ним не даст.
Самое высокое из доступных на массовом рынке разрешений монитора – формат 4K или 3840 на 2160. Такие экраны обеспечивают получение максимально четкой картинки и переход на этот стандарт является основной тенденцией индустрии. Хотя сегмент 4K контента и продажи таких мониторов ежегодно увеличиваются, до замены FullHD пока далеко, это дело ближайших 3-5 лет.
Существуют и другие варианты разрешения монитора, например, у экранов с соотношением сторон 21:9 оно может составлять 2560х1080 или 3440х1440. Но плотность пикселей будет оставаться в рамках стандартной, например, для последнего варианта она будет аналогична с 2K мониторами.
Также уже появились мониторы стандарта 8K (7680х4320), но особого распространения они не получат еще долго в связи с высокой ценой и огромной нагрузкой, которую создает такое разрешение для видеокарты и процессора.
Именно с тем, что чем больше разрешение, тем большие вычислительные мощности потребуются для игры, связано медленное внедрение экранов с разрешением 4K. Чтобы комфортно поиграть на таком мониторе потребуется топовый ПК с мощной видеокартой и процессором, иначе любая игра превратится в «слайд-шоу» и никакого удовольствия, естественно, не принесет, даже несмотря на высокую четкость картинки.
В большинстве случаев лучшее разрешение для игр - это FullHD на экране с диагональю 23-25 дюймов. Экран на 1440р – это вариант для владельцев достаточно мощного железа, желающих получить более четкую картинку на мониторе с диагональю 25-27 дюймов. Монитор с разрешением 4K подойдет только владельцам топовых конфигураций, желающих получить максимум от современного железа. Оптимальная диагональ для таких экранов составляет 32 дюйма.
Частота обновления экрана
Частота обновления экрана или «герцовка» - это скорость, с которой происходит полная смена изображения на мониторе. Чем она выше, тем визуально плавнее будет выглядеть отображаемая монитором картинка, это особенно важно в динамических играх, таких как шутеры. Стандартными считаются 60-75 Гц, но для современных геймеров этого мало. Игровые мониторы обычно обладают частотой от 120 до 240 Гц. Существуют экраны и с большей частотой, вплоть до 360 Гц, но это решения для профессиональных киберспортсменов, обычному игроку переплачивать за сверхскоростную матрицу особого смысла нет.
Нужно учитывать, что скорость восприятия смены картинки на экране – параметр строго индивидуальный. Разницу между мониторами с частотой 60 и 144 Гц замечают практически все, а вот полезность более высоких частот - вопрос дискутабельный, далеко не все игроки обладают достаточной скоростью восприятия, чтобы замечать повышение герцовки.
Причем к монитору с высокой частотой потребуется приобрести соответствующий по производительности компьютер. Ведь если ПК не сможет обеспечить уровень ФПС равный или больший, чем частота обновления монитора – никаких преимуществ игрок не заметит. К тому же на скоростном мониторе просадки FPS будут гораздо заметнее.
Нужно отметить, что в ситуациях, когда количество ФПС, генерируемое видеокартой, сильно меньше, чем частота обновления или происходят резкие скачки кадровой частоты, игрок столкнется с «разрывами» изображения и различными искажениями. Избежать таких неприятных явлений позволяют технологии адаптивной синхронизации. Они обеспечивают синхронизацию частоты обновления с количеством кадров, генерируемым видеокартой. Наиболее распространенными являются FreeSync (разработана AMD) и G-Sync (разработана NVIDIA). G-Sync обеспечивает более качественную синхронизацию в широком диапазоне частот, но требует установки специального чипа в экране, что существенно повышает его стоимость, к тому же работает исключительно на видеокартах от NVIDIA, поэтому особого распространения не получила. А FreeSync и ее новая версия FreeSync Premium, наоборот, используется во все большем количестве мониторов, так как может работать на видеоадаптерах от обоих производителей и реализуется программно.
Сколько герц нужно для игрового монитора – вопрос строго индивидуальный. Для большинства геймеров оптимальной частотой будет 120-144 Гц. Для любителей киберспортивных шутеров хорошим вариантом станет экран с частотой 160-240 Гц. Более высокие герцовки - это решения для профессиональных киберспорстменов, обычным игрокам они будут малополезны.
Время отклика монитора
Этот параметр отражает скорость, с которой пиксели матрицы способны переключать цвет или изменять интенсивность свечения. От него зависит, насколько четкой будет картинка при динамичной смене кадров, а также задержка управления, то есть промежуток времени между действиями игрока (движение мышки, нажатие на клавиатуру) и их отображением на экране.
Отклик монитора во многом зависит от частоты обновления, это напрямую взаимосвязанные параметры. Например, экран с матрицей, работающей на 60 Гц обладает временем отклика около 16 мс. Это достаточно медленно, в играх, особенно динамичных шутерах изображение будет смазанным, на нем будут заметны шлейфы, размытия и артефакты.
Для игрового монитора хорошим временем отклика считается 1 мс GTG, то есть при переключении пикселя между оттенками серого. Такой экран обеспечит достаточную четкость в динамичных играх и минимальную задержку управления.
Лучшая матрица для игрового монитора
Существует достаточно много типов матриц мониторов, в принципе любые из них могут считаться игровыми, все зависит от особенностей конкретной серии и того, как производитель смог реализовать ее достоинства и нивелировать недостатки. К наиболее распространенным вариантам относят:
-
TN. Это самая старая разновидность жидкокристаллических матриц, которая на данный момент практически утратила актуальность. TN отличается высокой скоростью отклика, но малыми углами обзора и недостаточным количеством отображаемых цветов. Сейчас TN-матрицы можно встретить только в бюджетных игровых решениях с частотой обновления 120-144 Гц, рассчитанных на экономных любителей шутеров.
-
IPS. Это самая популярная разновидность матриц для игровых мониторов. Способны отображать до 1 млрд. цветовых оттенков, а изображение практически не изменяется в зависимости от угла обзора. Скорость обновления у лучших вариантов может достигать 240-360 Гц. IPS обеспечивает получение яркой картинки с натуральными цветами, но есть у нее и существенный недостаток – низкая контрастность. Отсутствие глубокого черного цвета характерно для всех LCD-матриц с подсветкой, но у IPS эта проблема особенно выражена, они редко способны обеспечить контрастность выше 1000:1. То есть вместо черного цвета владелец такого монитора будет наблюдать темно-серый.
-
VA. Матрицы этого типа во многом схожи с IPS, но обеспечивают более глубокий черный цвет (контраст может достигать 3000:1), но цвета будут менее насыщенными. За счет более высокой скорости отклика пикселей часто используются в геймерских мониторах, особенно от компании Samsung.
Диагональ 27"
Максимальное разрешение 2560x1440
Тип матрицы IPS
Существуют и другие, менее популярные разновидности матриц для игровых мониторов. Например, OLED, которые отличаются высочайшей контрастностью, высокой скоростью отклика (менее 0,1 мс) и рядом других преимуществ. Но внедрение OLED на рынок игровых мониторов началось сравнительно недавно, поэтому выбор очень ограниченный, а цена такого экрана будет очень велика. К тому же OLED матрицы склонны к выгоранию, то есть при длительном показе статичного изображения оно «отпечатывается» на мониторе и будет видно сначала на темном фоне, а потом и на светлом. С этой проблемой активно борются, но широкое внедрение OLED-матриц остается делом будущего.
Для обычного геймера оптимальным выбором будет монитор на базе IPS или VA матрицы, в зависимости от предпочтений. Матрицы TN сейчас неактуальны даже в ультрабюджетном сегменте.
Покрытие экрана
Бывает глянцевым, матовым или полуматовым. Мониторы с глянцевым покрытием обеспечивают более четкое изображение с визуально насыщенными цветами, но на нем хорошо заметны отражения и блики, особенно в темных сценах. Матовые и полуматовые покрытия не будут создавать отвлекающие отсветы или отражения, но и дополнительного улучшения картинки не обеспечат.
Оптимальным вариантом является матовое покрытие, такой монитор менее чувствителен к освещенности помещения. Экран с глянцевым покрытием потребуется располагать вдали от источников света, также стоит позаботиться о плотных шторах.
Изогнутый или плоский монитор для игр – какой лучше?
Монитор с изогнутой матрицей повторяет радиус зрения человека и позволяет глубже погрузиться в происходящее на экране. Также есть научные исследования свидетельствующие, что использование изогнутых экранов способствует снижению усталости зрения.
Но подходят такие решения не для всех. Если монитор будет использоваться исключительно для игр или просмотров фильмов, то он станет оптимальным решением. В остальных случаях все же лучше предпочесть плоский экран. Это связано с тем, что в рабочих приложениях изогнутая матрица будет искажать картинку.
Выбирая изогнутый монитор для игр обращайте внимание на радиус кривизны - чем он меньше, тем более вогнут экран, от этого зависит оптимальное расстояние от глаз пользователя до него. Например, чтобы ощутить преимущества изогнутого монитора с радиусом 2300R, нужно находиться на расстоянии не более 2,3 м от экрана. Также сейчас доступны следующие варианты радиуса кривизны:
- 1500R
- 1800R
- 3000R
- 4000R
Значение 1500-1800R характерно для сильно изогнутых мониторов ультраширокого формата с диагональю более 30 дюймов. Такие решения позволяют избежать искажения цветов по краям матрицы и создать максимальный эффект погружения в происходящее на экране, но только для одного игрока.
У экранов на 3000-4000R кривизна выражена гораздо меньше. Такие экраны отлично подходят для создания мультимониторных изогнутых конфигураций и позволяют получить практически цельный игровой монитор с огромной площадью, пока недостижимой при использовании единичной матрицы. Для мультимониторных конфигураций важно не только выбирать подходящую кривизну монитора, но и модели с самыми тонкими боковыми рамками, иначе они будут сильно бросаться в глаза.
Дополнительные функции
Сейчас игровые мониторы комплектуются разнообразными дополнительными функциями, призванными улучшить игровой опыт и повысить результативность гейминга в киберспортивных дисциплинах. К наиболее полезным можно отнести:
- Подсветка без мерцания. Обеспечивается за счет технологии Flicker-Free и заметно снижает усталость глаз, ею оснащаются большинство современных экранов, ее отсутствие – серьезный повод выбрать другую модель, в которой функция есть.
- HDR. Это технология расширения цветового диапазона, а также увеличения разности яркости между темными и светлыми участками изображения. Последнее достигается за счет применения многозональной подсветки и позволяет получить глубокий черный цвет даже на IPS матрицах и в целом увеличить реалистичность и насыщенность картинки.
- Наэкранный прицел. Включается в меню монитора и может помочь с прицеливанием в играх, в которых он не предусмотрен.
Существует и множество других дополнительных «фишек», таких как фильтрация синего цвета, сверхтонкие рамки, но их полезность для геймера сомнительна.
Самыми полезными для игрового монитора дополнениями являются поддержка технологии подсветки без мерцания и возможность активации режима HDR. Они позволяют заметно повысить качество игрового опыта в любой игре. Остальные дополнительные функции носят больше маркетинговый характер и пригодятся далеко не всем.
Заключение
Компьютерную игру можно запустить на любом мониторе. Но качественный экран позволит заметно улучшить игровой опыт, а также повысить результаты в киберспортивных играх. Поэтому при выборе монитора для игр нужно учесть множество факторов. В первую очередь нужно определиться со спектром игр, которые наиболее актуальны для вас, и исходя из них выбирать экран, способный наилучшим образом отобразить любимую игру.
Для экономного геймера хорошим решением станет монитор на IPS или VA матрице с частотой обновления 120-144 Гц, диагональю 23-25 дюймов и разрешением FullHD. Более продвинутый вариант – экран с разрешением 2560х1440 и диагональю 27 дюймов. Для 4K мониторов минимальная диагональ будет 32 дюйма. Любителям стратегий или симуляторов может понравиться монитор с нестандартным соотношением сторон, например, 21:9, он позволит отобразить большие игровые карты.
Полезными станут и различные дополнительные функции, такие как поддержка HDR и технологии синхронизации частоты обновления экрана с количеством кадров, которые видеокарта может сгенерировать в игре.
Читайте также:
Сборка игрового компьютера в 2023 году